Фото с выставки «Александр Невский. Судьба России» Фото с выставки «Александр Невский. Судьба России»

Визуальный ряд к выставке «Александр Невский. Судьба России»

Создание визуального повествования для мультимедийной комикс-выставки

29 сентября 2023 г.

2021 год – 800 лет со дня рождения великого князя Александра Невского. Наша команда работает совместно с несколькими агентствами над созданием мультимедийной интерактивной выставки «Александр Невский. Судьба России». Мы участвуем в разработке концепции, проводим историческое исследование, создаем повествование истории. На тот момент мы не знали, насколько этот проект будет масштабным.

Изначально выставку предполагалось сделать только в историческом парке «Россия – моя история|Екатеринбург», но концепция привлекла внимание других филиалах музея. В последствии экспозицию показали во всех 23-х исторических парках страны.

Особенностью выставки стал визуальный ряд повествования. Об этом мы и поговорим в этой статье.

Фотографии с выставки «Александр Невский. Судьба России»

Разработка концепции

Площадь экспозиционного пространства – 800 квадратных метров. Исходя из темы экспозиции, выделили ключевые события – их расположили в интерактивных зонах. Основное повествование оставили на проекционных экранах.
И тут возник главный вопрос: что будет на экранах? Как мы будем рассказывать историю самого знаменитого князя на Руси?

Пока мы над этим думали, параллельно искали визуальные образы Невского. Фотографий периода нет, письменных источников так мало, что их можно пересчитать по пальцам одной руки. А еще нужно соблюсти баланс между исторической достоверностью и художественным вымыслом. В открытом доступе существует фильм Эйзенштейна 1938 года, картины Рериха, Серова, Корина, Семирадского и других художников, иконопись.

Картина С. Рубцова «Александр Невский на Плещеевом озере»

Мы должны были объединить в единую нить интерактивные зоны с помощью повествования на экранах. Это мог бы быть текст и иллюстрация к нему. Но нам это показалось скучной идеей. Безмолвная картинка и текст – не то, к чему мы стремились. Нужен был живой персонаж с историей. В нашем случае герой уже был, поэтому решили иллюстрировать историю, с которой работали – историю жизни Александра Ярославича.
Мы делали комикс!

Историческое исследование

При создании выставки всегда проводится предпроектное исследование, чтобы найти и накопить необходимый материал для работы. Поэтому мы включили в этот этап историческое исследование, которое нам было нужно для создания иллюстраций. Историки и археологи команды изучали быт Древней Руси XIII века, домашнюю утварь, архитектурный облик городов и домов в частности, элементы одежды.

Начали погружение в эпоху Александра Невского с источников. Пользовались в основном работой историка Алексея Карпова, собравшего в своём произведении все письменные памятники, относящиеся к Александру Ярославичу, от Новгородских летописей до Ливонской рифмованной хроники и работ польского историка XVI века Р. Гейденштейна. Но также обращались и к другим историкам.

Разберемся на примерах.
1. В первом акте мы видим, как братья-княжичи сидят за столом и обучаются письму. Дети пишут на церах. Что это такое и как оно выглядело нашли в статье Е.А. Рыбиной «Церы из раскопок в Новгороде. Новгород и Новгородская Земля. История и археология», 1995 г.

Братья-княжичи Александр и Федор обучаются грамоте

Церы представляли собой прямоугольные пластины (иногда с закругленным верхом) из дерева, реже из кости, с вырезанным внутренним пространством, которое заливалось воском черного или какого-нибудь иного цвета. Для того, чтобы воск прочнее держался на поверхности дерева внутреннее поле покрывалось насечками. За все годы раскопок в Новгороде 1932 по 1994 года было найдено всего 11 таких табличек для письма по воску.

Восковые таблички для письма из раскопок в Великом Новогороде

2. Новгородский детинец и Софийский собор. Как выглядел кремль, как выглядели стены, крыши и двор. Здесь нам очень помогла книга А.Н. Кирпичикова «Каменные крепости Новгородской земли», откуда мы узнали особенности строения разных крепостей. В Великом Новгороде XIII века Софийский собор был каменный, а детинец и остальные сооружения – деревянные.

Реконструкция крепости XII века, рисунок из книги А.Н. Кирпичикова

Художественный департамент

Параллельно с группой историков работу начал художественный департамент. Режиссер вместе художником-раскадровщиком разбивали сценарий на кадры. Этот процесс похож на работу над фильмом: режиссер определял как должен выглядеть кадр, для это представляя где установлена невидимая камера. Так выстраивалась драматургия повествования. Общие планы и детальные, крупный, средние, ракурс сверху или снизу, композиция кадра – все это влияло на восприятие картинки зрителем.

Кадр из документального фильма о создании графического романа «Александр Ярославич»

Раскадровка переходила к художнику, он делал иллюстрацию в черно-белом варианте. Далее лайн отдавали колористу – он делал картинку цветной.

Почти все кадры были «оживлены» с помощью анимации. Где-то капал дождь, где-то падал снег, в боевых сценах летели стрелы, мечи рассекали воздух. Так комикс наполнял выставочное пространство движением. Особенно яркие моменты показали с помощью видео, созданное также с помощью кадров комикса.

Кульминационное сражение Невской битвы

Самостоятельное произведение

Вот так по крупицам мы и собирали картину Руси XIII века. У нас получилось самостоятельное произведение – комикс, который впоследствии обрел форму книги. В рамках экспозиции в Екатеринбурге иллюстрации были дополнены аттракционами – интерактивным зонами. В остальных парках «Россия – моя история» комикс-выставка была представлена отдельно.

Фото с выставки «Александр Невский. Судьба России» Фото с выставки «Александр Невский. Судьба России»

«Мы рассказали самобытную художественную историю князя Александра Невского, очень личную, но неразрывно связанную с эпохой. Историю сына, отца, мужа, правителя, воина и дипломата», – режиссер и автор комикса Лев Маврин.

Читайте также