Edutainment-подход на выставках Edutainment-подход на выставках

Edutainment-подход на выставках

Рассматриваем понятие «edutainment», показываем на нашем опыте, приводим примеры иностранных выставок

30 января 2024 г.

Понятие edutainment

Впервые слово «edutainment» использовал Уолт Дисней в 1954 году при описании серии документальных фильмов о природе. Позже зоолог Роберт Хейман назвал этим термином передачи National Geographic.

Изначально термин применялся относительно видео- и аудиоконтента, транслируемого в моменты образовательной деятельности. Например, студентам на занятиях включают документальный фильм – это edutainment. Или дети на уроке иностранного языка слушают песню – это тоже edutainment.

Термин edutainment является сложением двух слов: «education» (процесс передачи каких-либо знаний, умений и навыков и их дальнейшее усвоение) и «entertainment» (то, что привлекает к некому времяпрепровождению, доставляет удовольствие и полностью увлекает человека определенной деятельностью).

Объединив эти два понятия приходим к выводу, что технология эдьютейнмента основана на концепции обучения через увлекательное действие и объединяет в себе современные технические и дидактические средства обучения. Образовательный процесс превращается в развлекательный, а сам ученик не замечает того, что он в этом процессе узнает что-то новое.

Фото с выставки «Александр Невский. Судьба России»

Edutainment-подход при создании выставки

Наш опыт

Выставка «Николай Кузнецов. Герои не умирают» была выстроена в формате детективного расследования. С момента входа гости примеряли на себя роль следователей в деле главного разведчика Советского Союза Николая Кузнецова. Главная задача экспозиции – познакомить посетителей с разносторонней личностью, история которой окутана тайнами.

Edutainment-подход на выставках Edutainment-подход на выставках

Знакомство происходило постепенно: взяв в руки фонарик, можно было найти скрытую, на первый взгляд, информацию или поработать с документами за старинным суконным столом со встроенной тач‑панелью. Также на экспозиции используются «волшебные зеркала», в которых в разных агентурных обличиях предстает Н. И. Кузнецов.

Пространство взаимодействовало с движением посетителей с помощью зеркал и погружало в атмосферу тайны. Казалось, что за тобой наблюдают. Гости уносили с собой с выставки понимание того, кем являлся Николай Кузнецов, что он сделал и почему.

Следующая выставка, где основной концепцией был эдьютейнмент-подход – это «Александр Невский. Судьба России». Масштабный проект, основанный на историческом сторителлинге в формате анимированного комикса с интерактивными и мультимедийными дополнениями.

Андреас Фон Вельвен — ландмейстер тевтонского ордена пишет письмо Александру, пока тот находится в изгнании в Переяславле-Залесском. Анимированная рисованная история вовлекает зрителя, и он сопереживает происходящему, появляется ощущение неизбежности — рисунок выполнен в приглушенных осенних тонах, тучи сгущаются, идет дождь и сверкают молнии.

Сам по себе формат комикса – это уже развлечение. Но в этом случае вся экспозиция с момента входа погружала гостей в атмосферу XIII века. Этому способствовали голограммы, иммерсивный 5D-театр, VR-зоны, реалистичные макеты древних городов, созданные командами Digital Expo и Balich Wonder Studio. Всё сопровождалось звуковыми эффектами, а у посетителей была возможность стать участниками событий.

Edutainment-подход на выставках Edutainment-подход на выставках Edutainment-подход на выставках

Кроме того, гостям предлагалось участие в квесте по выставке, где экскурсовод выступал в роли медиатора и каждый участник в игровом процессе ближе знакомился с содержанием экспозиции.

В проектах, описанных выше, эдьютейнмент-подход является основой концепции. Но чаще эдьютейнмент встречается в тех или иных элементах экспозиций: на проекте «Екатеринбург: от завода до столицы Урала» использован прием озвучивания города. В каждом зале расположен мононаушник, воспользовавшись которым, гости могут послушать как звучит город в разные периоды. Это дополнение вовлекает гостя в изучение истории города и знакомит с ее эпохами.

Edutainment-подход на выставках Edutainment-подход на выставках

В конце выставки расположен информационный киоск, где можно оставить поздравление городу в честь 300-летия или просто передать привет, а также пройти квиз на тему «на сколько процентов я екатеринбуржец?».

Иностранный опыт

Обратимся к зарубежному опыту и рассмотрим выставочные пространства, созданные агентствами Atelier Brückner и Gallagher design.

Проект «Изображая космос» в Детском Музее Лувра в Абу-Даби переносит юных посетителей с Земли на Марс и обратно. Экспозиция превращена в космический корабль, где каждый этаж отличается по дизайну и цвету. Со всеми предметами можно взаимодействовать.

Mississippi Arts + Entertainment Experience – The MAX – весь музей являет собой эдьютейнмент-подход. Миссиссиппи – место легенд, где творчество и искусство тесно переплетаются с жизнью местного наеления. Это колоссальная часть культуры и быта. Музей был создан с этой мыслью в основе.

The MAX демонстрирует наследие сфер искусства и развлечений Миссисипи. Гостям предлагается исследовать этот мир с помощью аудиорассказов художников, которые родились и встали на творческий путь именно в землях Миссиссиппи.

Еще один уникальный пример эдьютейнмент-пространства: National Museum of African American Music. Музей рассказывает об афроамериканских музыкантах, чье творчество стало национальным наследием в искусстве музыки. Посетители проходят экспозиционный путь сквозь образы, примеряя их на себя: слушают, поют, танцуют и погружаются в мир творчества.

Итоги

Секрет эдьютеймент-подхода в том, что посетитель выставки является активным участником процесса обучения: только взаимодействуя с информативно-развлекательным объектом мы получаем тот самый эдьютеймент, то есть знания, индивидуальный опыт и эмоции.

Читайте также